Рубрика «ВОПРОС – ОТВЕТ» тема «Божий Промысл».

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29—30»). Как трактовать эти слова?

Толкование данного текста мы можем посмотреть у Свт. Иоанн Златоуста, Прп. Максим Исповедник, Блаж. Иероним Стридонский, Блаж. Феофилакт Болгарский и д.р. Смысл слов такой: если малые и имеющие незначительную цену животные не погибают без соизволения Бога и если во всем действует промышление, так что и имеющее погибнуть не погибает без воли Божией; то вы, предназначенные к вечности, не должны бояться, что будете жить без Промысла Божия. Этот смысл выражен и раньше в словах: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26) и далее: Посмотрите на полевые лилии, как они растут (Мф 6:28) и прочее; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф 6:30) Некоторые под двумя воробьями понимают, - применяя искусственное толкование, - душу и тело. Также и пять воробьев, - в Евангелии от Луки (Лк 12:6) - которые продаются за два асса, они относят к пяти внешним чувствам. Но немалое затруднение состоит в том, каким образом такое понимание приспособить ко всему составу Евангельского слова: А у вас все волосы на голове исчислены, - итак не бойтесь; вы лучше многих воробьев. Здесь гораздо яснее выражен раньше указанный смысл нашего толкования. Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены - Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения. Церковное понимание этого места осмеивают те, которые отрицают воскресение плоти, будто мы утверждаем, что даже все волосы, которые исчислены, но обрезаны брадобреем, будут восстановлены. Но ведь Спаситель не сказал: «Ваши все волосы на голове спасены», но: исчислены; а там, где - число, показывается только знание величины числа, а не сохранение этого числа. Ассарий – малая монета. Это уменьшительное слово от асс, малоценность которого вошла в пословицу. Христос говорит здесь вопросительно: не настолько ли дешевы воробьи, что два продаются за один ассарий (т.е. за самую мелкую монету)? И, однако, ни один из них не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению. Ходячая медная монета в Палестине тогда была ас, древне-латинский ассарий и после греч. ????????. Стоимость аса равнялась первоначально 1/10 динария, а после пунической войны (217 г. до Р. X.) только 1/16 динария. Самой маленькой монетой была прута = 1/8 аса; с нею была тождественна встречающаяся в Новом Завете лепта, составлявшая половину кодранта (Шюрер). Выражение не “упадет” имеет общее значение не погибнет, независимо от причин этой гибели. Поэтому праздно рассуждать о том, гибнет ли птичка потому, что попадается в силок, бывает подстрелена, падает ли она из воздуха или ветвей и проч.

Что верующий человек должен понимать под  Божьим  Промыслом?

Под Промыслом ( лат. providentia) Божиим с древнейших времен христиане понимали то попечение, которое Бог имеет о всех существах мира. Свв. отцы называли Божественный Промысл «попечением». В «Пространном катихизисе» дается следующее определение Промысла: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». 

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!». Нужно ли стремиться понять Промысл Божий?

-Человек, который следит за Божиими благодеяниями, учится ставить себя в зависимость от божественного промысла. И потом чувствует себя как младенец в колыбели! Великое дело – вверить себя Богу!

 Если человек начинает бороться с обстоятельствами, не нарушает ли он Божьего Промысла? Как в связи с этим понимать пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай?»

-Если же Бог промышляет даже о маленьких птицах, то насколько больше Он промышляет о человеке! Но часто человек всё устраивает и решает без Бога. « У меня, - говорит, - будет двое детей (и хватит)». С Богом он не считается. Поэтому и просходит столько несчатных случаев и гибнет столько детей. В большинстве семей родится двое детей. Но одного ребёнка сбивает машина, другой заболел и умирает, и родители остаются бездетными. Когда родителям, сотворцам Бога, трудно обеспечить своих детей, несмотря на прилогаемые усилия, им следует, воздев руки к небу, смиренно взыскать помощи Великого Творца. Тогда радуются и помогающий Бог, и приемлющий Его помощи человек.  

Если на пути к избранной цели встречается множество препятствий, значит ли это, что Господь испытывает человека или предупреждает его о том, что избрана не та дорога?

- Рассмотрим, нет ли в этом нашей вины. Если мы не виноваты, то препятствия от Бога и служит нашему благу. Поэтому не нужно расстраиваться, что дело не сделано или затягивается с завершением. Христос с высоты видит, как действует каждый из нас. Он знает, как и куда нас повести, лишь бы мы просили у Него помощи, открывали пред Ним свои желания и давали Ему всё устраивать Самому. Бог часто попускает чему-то произойти ради пользы многих людей. Он никогда не делает одно только добро, но по три-четыре добра вместе. И злу Он никогда не попускает случиться, если из него не произойдёт много добра.

Человек всеми силами старается достичь цели, но не может. А стоит ли просить об этом Господа, если неизвестно, к каким последствиям положительным или отрицательным приведет достижение этой цели?

- Если мы ищем прежде Царствия Божия, если поиск этого Царствия является нашим единственным попечением, то дастся нам и всё остальное. Диавол бросает пепел в глаза человеку да разве Бог бросит Своё создание на произвол судьбы?

Часто люди сравнивают себя с окружающими: почему одним выпадают многочисленные испытания, а другие, кажется, живут легко. Значит ли это ,что в отношении каждого свой Божий Промысл? 

Промысл Божий о людях проявляется неодинаково. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Можно утверждать, что Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание:

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам(Ин.14:21).

 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим.4:10). Цель страдания для христиан одна- единственная:искупление грехов на земле через всякого рода болезни, беды и скорби во очищение и спасение души. Для злых, не желающих исправиться, покаяться, страдание на земле остаётся залогом вечных мук.

Мы видим, что у тех, кто больше страдает на земле, совесть спокойней, они лучше, смиренне твёрже в искушениях, ближе к Богу и легче спасаются. А те кто живёт хорошо, кто здоров, обладает имуществом и всем, что хочешь на свете, те обычно слабы в вере имуществом и всем что хочешь на свете, те обычно слабы в вере, немилосердны, жестоки, жадны, боятся смерти и умирают в тяжких грехах в вечное осуждение. Замечателен пример из жизни преп. Антония Великого, египетского подвижника III-IV столетия. Однажды он начал сетовать, что не может своим умом постичь тайны Промысла Божия: почему, например, одни люди живут долго, а другие умирают в младенчестве, почему праведники нередко терпят лишения и притеснения, в то время как люди нечестивые, наоборот, проводят жизнь в полном довольстве и т. д.? На это ему был дан от Бога ответ: «Антоний, внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно»

Как молиться, чтобы Господь помог сделать правильный выбор?

Необходимо много молитвы! Мирской человек в прежние времена, собираясь что-то сделать, перед этим думал. Если же хотел сделать что-то человек духовный, то он и думал, и молился. Пост, аскеза являются предпосылками молитвы. Но для того, чтобы молитва была настоящей, нужно испытывать боль за людей. Прежде всего нужно просить Царствия Небесного, а потом всё остальное, как сказал Господь, «приложится вам».Часто нам кажется, что просимое нами у Бога, хорошо и полезно, а на самом деле нет. Но Бог, Который по природе благ, знает, что нужно каждому. Поэтому будем говорить: «Боже мой, помысел говорит мне, что это мне будет полезно. Но Ты лучше знаешь, что нужно моей душе. «Да будет воля Твоя». Так что если мы от сердца скажем: «Да будет воля Твоя», - то совершится воля Божия, совершится то, что на самом деле будет полезно нашей душе.